Программа обучения
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена неотъемлемой частью человеческой культуры
являлся театр. Все, имеющиеся в арсенале человека выразительные средства
используются здесь в той, или иной степени, следовательно значение этого
искусства для развития человеческой личности трудно переоценить. К нему
можно обращаться и как к универсальной модели познания мира. Знакомясь
с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного
и других искусств. Он учиться взаимодействию с большими и малыми социальными
группами, овладевает навыками коллективного творчества. Игра и общение
делают театральное искусство наиболее близким для детей. А поскольку
процесс работы над спектаклем требует самых разных навыков, студия может
объединить людей с самыми разными увлечениями и способностями.
Но наиболее близкой детям является форма эстрадного мастерства.
Изначально привлекая их внешним блеском, веселостью и необычностью она
непринужденно подводит их к более серьезному пониманию тех проблем,
которые может ставить театр.
Как наиболее гибкая театральная форма, эстрада позволяет находить наиболее
близкие точки соприкосновения с современной жизнью. А краткость эстрадных
произведений позволяет пройти через большее разнообразие эмоциональных
впечатлений, чем в работе над одной ролью в каком-либо монументальном
спектакле.
Кроме того, эстрада подразумевает наличие у исполнителя
многих талантов - он должен уметь одинаково хорошо петь, танцевать,
владеть искусством пантомимы и, конечно, говорить. Причем именно на
эстраде столь огромно значение импровизации и так широко поле для самостоятельного
творчества.
Это и позволяет считать необходимым существование подобного коллектива.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью организации Студии Эстрадного Мастерства является
создание творчески состоятельного, хорошо и разнопланово обучаемого,
детского эстрадного коллектива с разнообразным репертуаром, способного
выступать на профессиональном уровне.
Эта основная цель и привлечет к себе все, что так необходимо
для развития личности ребенка:
- Помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития,
максимальное раскрытие его творческих способностей, гармоничный процесс
роста.
- Возбуждение познавательного интереса, расширение горизонтов
познания.
- Помощь в овладении навыками межличностного общения
и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
Целями первых двух лет обучения являются:
- Освоение основ театрального искусства, актерский, речевой,
пластический, вокальный и танцевальный тренинг.
- Знакомство с профессиональным языком, понятиями и категориями.
- Выпуск большого концерта из эстрадных номеров разнообразной
направленности.
- Получение навыков по самостоятельному обеспечению технического
процесса выпуска спектакля, бутафории, гриму…
- Формирование постоянного состава труппы.
- Подготовка состава к выпуску сценических работ более
сложной направленности (например - мюзикл)…
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- В результате конкурсного отбора сформировать группы
из числа детей с выраженными актерскими, музыкальными и пластическими
способностями, предрасположенных к групповому творчеству, а главное,
готовых к напряженному графику занятий.
- Сформировать коллектив педагогов, соответствующих направлению
работы студии. Каждый педагог работает, учитывая общие задачи студии,
хорошо знает всех детей и работает со всеми одинаково профессионально,
воспитывает ответственное отношение учащихся к занятиям и выступлениям,
работает над эстетикой внешнего вида учащихся. Педагоги постоянно
посещают текущие занятия друг у друга и открытые уроки.
- Обеспечить учебную дисциплину на проводимых репетициях
и тренингах.
- Увлечь детей не только сценическими результатами, но
и каждодневным подготовительным процессом.
- Подобрать для учебных сценических опытов репертуар
с выраженным детским звучанием, содержащий тренинговый материал.
- Обеспечить техническое оснащение для занятий.
- Необходимо постоянно искать возможность для концертной
деятельности студии.
- Наличие в студии традиций, сплачивающих коллектив:
вечера, коллективные дни рождения в кафе ДДТ, творческие вечера.
ПРОВЕДЕНИЕ НАБОРА И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП
- Размещение рекламных материалов по школам района и
города.
- Оформление журнала - тетради для самостоятельной записи
в Студию.
- Набор в коллектив: дети, поступающие в студию, в начале
каждого учебного года, проходят конкурсный отбор; они должны обладать
определенными физическими и музыкальными способностями; им предлагается
прочесть 2-3 стихотворения, спеть песню, станцевать и выполнить несколько
импровизационных заданий руководителя.
- Распределение по группам и составление расписания занятий
в группах (количество часов, время занятий).
- Организация групп по возрастам, знакомство с вновь
пришедшими учениками.
- Выбор актива каждого класса.
- Выбор родительского комитета.
- Подготовка помещений совместно с учащимися.
- Работа над приобретением необходимого оснащения, материалов
для реквизита, аудиокассет, аппаратуры и пр.
- Оформление доски, отражающей жизнь коллектива, с расписанием
занятий, репетиций, концертов.
- Требования к внешнему виду учеников, форме одежды для
занятий мальчиков и девочек (репетиционная форма, обувь).
- Беседы с родителями о целях и задачах ансамбля, о перспективном
плане, о предстоящих выступлениях и поездках.
Пояснительная записка
Специфика и новизна данной программы заключается в особенностях
современного эстрадного искусства, где исполнитель существует в постоянном
синтезе актерской игры и танца, музыки и слова, пантомимы и клоунады,
а случается и с трюковыми элементами. Преподавание театральных дисциплин
по узким направлениям привело к тому, что даже профессионалы не всегда
органично сочетают слово и движение, или, к примеру, танец и актерскую
игру. Поэтому данная программа рассматривает преподавание сценической
речи и сцендвижения без отрыва от мастерства актера, опираясь в этом
на работы Георгия Владимировича Кристи в исследовании последних исканий
К.С.Станиславского, а также, исходя из принципов эстрадного мастерства
и учитывая возраст учащихся, которым сложно осмыслить различные предметы
без преподавания их во взаимосвязи.
В области сценического движения программа в основе своей
опирается на принципы школы Этьена Декру, однако не рассматривает его
систему догматически, в актерской игре отдавая предпочтение концепции
Станиславского. Причем нашу задачу мы видим не только в вооружении техникой
и методом, но и в воспитании учащегося, как человека, чтобы помочь ему
сформироваться, как личности, делающей в жизни осознанный и правильный
выбор.
Следует обратить внимание, что если в программе материал
излагается в определенной последовательности, то на практике методически
более оправдана "спиральная" структура построения. Даже в
теоретической части тема периодически повторяется, вновь откладываясь
в памяти уже в более широком понимании. Конечно, работа над всеми компонентами
профессионального мастерства адаптирована к работе с детьми, поэтому
в программе большее место уделяется игровому тренингу.
Организация работы педагогов
Все учащиеся объединяются в четыре группы:
- младшие (первого года обучения),
- старшие (первого и второго года обучения),
- основной состав, младшего возраста.
- основной состав старшего возраста.
В группах не более 15 учащихся.
Нагрузка: Первой и второй группы - по 1-2 часа на предмет,
3 - й и 4-й - по 1-2 часа на предмет + 8 общих часов на индивидуальные
и групповые репетиции номеров и спектаклей.
Танец и Вокал по 1 ч. - 1 и 2 группа, по 2 ч. - 3 и 4 группа. Бутафория
- по 2 ч. все группы.
Группы занимаются по следующим дисциплинам:
Актерское мастерство. Сценическая речь. Сценическое движение.
Пантомима. Танец. Постановка дыхания (у педагога по вокалу). Вокал и
сольфеджио. Театральная мастерская (бутафория). Предусмотрен также большой
объем репетиционных и постановочных часов.
Таблица количества часов на изучение каждой дисциплины:
Предмет |
Часов в неделю |
Часов на учебный год (38 недель) |
Актерское мастерство |
8 |
Всего
28 часов
(на 4 группы) |
190 |
Всего
912 часов
(на 4 группы) |
Сценическая речь |
4 |
190 |
Сценическое движение |
4 |
190 |
Пантомима |
4 |
190 |
Репетиционное время |
8 |
152 |
Постановка дыхания |
6 часов |
228 |
(4 группы) |
Вокал |
6 часов |
228 |
(4 группы) |
Танец |
6 часов |
228 |
(4 группы) |
Театральная мастерская |
8 часов |
304 |
(4 группы) |
Концертмейстер |
18 часов |
684 |
(4 группы) |
Организация работы по усвоению содержания
Здесь необходимо еще раз обратить внимание на некоторую
модернизацию данной программы, отличающую её от программ для профессиональных
учебных заведений. Это продиктовано прежде всего возрастом обучаемых,
большой загруженностью в общеобразовательной школе, что практически
сводит на нет любые требования домашней работы в обычном для данного
предмета объеме.
Учащиеся делятся на возрастные группы, но в дальнейшем,
учитывая индивидуальность каждого, возможна некоторая корректировка
состава, независимо от возраста. Это объясняется тем, что на первом
этапе необходимо выявить степень подготовленности учащихся для создания
более однородного состава в группе, что благотворно сказывается на процессе
обучения.
Всячески поощряются любые проявления творческой активности,
для чего устраиваются специальные концерты самостоятельных работ. В
отдельных случаях, дабы подтолкнуть к творчеству, им даются соответствующие
задания.
Независимо от года обучения, каждое занятие начинается
с разминки-тренинга, сложность которой возрастает от игровой в начале
обучения, до уровня профессионального тренинга актера. Естественно,
также возрастает и требовательность к чистоте упражнений.
На первом году обучения такого рода тренировка занимает
большую часть времени занятия. Педагогу при этом следует обеспечивать
совмещение и взаимопроникновение различных разделов программы. Самым
простым примером такого совмещения может быть взаимодействие упражнений
сценической речи и движения, на координацию движения и сосредоточение
и т.д.
Этим достигается умение координировать свои действия,
усложнение задачи, и следовательно, вынужденная и осознанная необходимость
учащегося быть более собранным и внимательным. При одновременном выполнении
двух и более поставленных задач, в особенности, когда одна из них -
физического плана, а другая психологического, сознание ученика сосредоточенно
исключительно на данном предмете. Это же положительно влияет на дисциплину
учащихся.
Обучение проводится в форме групповых занятий по общей
программе, однако это не исключает необходимости индивидуального подхода
к учащемуся.
Программа рассчитана на 4 года, при этом первый год является
подготовительным, после чего, некоторым учащимся будет дана рекомендация
о нецелесообразности дальнейшего обучения.
За первый год происходит знакомство с предметом, обучаемые
начинают общаться с педагогом на одном "языке", приобретают
навыки, необходимые для дальнейших занятий.
Второй год является базовым по объему и качеству знаний.
Именно он определяет перспективу и основные акценты работы данного состава.
Поскольку основной жанр, рассматриваемый в студии - эстрадный, то материал,
на котором идет обучение тоже соответствующего плана. В музыке он должен
быть современным, в литературе - близким восприятию ребенка. Это способствует
и поддержанию интереса к учебе.
Периодически проводятся открытые уроки для педагогов,
чтобы лучше узнать возможности каждого из студийцев и точнее согласовать
весь процесс. Для большей наглядности учебные концерты снимаются на
видео для последующей демонстрации и обсуждения всем коллективом учащихся
и педагогов.
Экзамены после каждого года обучения целесообразно использовать
не только для контроля за успеваемостью. Они должны закрепить приобретенные
навыки. Большую роль играет присутствие зрительской аудитории. Существующее
огромное различие между репетиционным и сценическим самочувствием, заставляет
думать о необходимости встреч со зрителем уже со второго года обучения.
ПРЕДМЕТЫ ОБУЧЕИЯ
Актерское мастерство:
Курс включает в себя освоение:
- Техники работы актера над собой и раскрытие его творческой
индивидуальности.
- Психотехники переживания в процессе работы актера над
образом.
- Техники воплощения в процессе работы актера над ролью.
ПЕРВЫЙ ГОД (подготовительный) - упражнения и игровой
тренинг
Конкурсный отбор. Формирование группы
Главная задача - Подготовка к продуктивному восприятию
материала.
Включает в себя:
- Игровой тренинг, не отягощенный теоретической подготовкой.
- Развитие стойкости внимания.
- Достижение эмоционального раскрепощения, открытости,
через игровые упражнения, частушки.
- Снятие мышечных зажимов.
- Основы артистической техники.
- Выявление склонностей обучаемых и корректировка состава.
- Беседы в популярной форме о театральном искусстве,
истории, жанрах, обсуждение увиденного.
Тематически:
- Сосредоточение на партнере.
- Внимание.
- Воображение.
- Предметы. Животные.
- Играем в цирк.
- Частушки. Ритм. Эмоциональный выплеск. Раскрепощение.
- Воображаемое пространство и предметы.
В зависимости от успехов обучаемых, некоторые темы логически
переходят в темы второго года обучения, а некоторые уступают место более
сложным по требовательности и исполнению.
К концу первого года обучения желательно, чтобы учащиеся
уже были ознакомлены с основами артистической техники, подробное изучение
которой начнется после летнего перерыва, за который материал уложится
в подсознании.
Параллельно рассматриваются основы пластики и речи по
программе второго года для того, чтобы в дальнейшем более продуктивно
совмещать их использование, целесообразность чего была рассмотрена выше.
Таким образом, к концу первого года обучения, группа складывается
как коллектив и подготавливается к восприятию более сложного и специфического
материала.
ВТОРОЙ ГОД - базовый
Главная задача: овладение основами артистической
техники
Работа в этот период "держится на трех китах"
:
- Внимание. Творческое
внимание это такое внимание, при котором актер при помощи своей фантазии
делает заданный объект необходимым для себя, нужным, важным, интересным.
- Воображение. Превращение
неинтересного в интересное. Способность делать для себя интересными
объекты, которые в будничной жизни ничего интересного не представляют.
- Фантазия. Та часть
актерского искусства, которую необходимо развивать именно в детском
театре, так как у детей еще не притуплена творческая наивность и глубокая
серьезность, с которой они относятся к продуктам собственного вымысла.
Тематически это:
- Работа актера над собой: приемы релаксации, концентрации,
внимания, дыхания, снятие мышечных зажимов,
- Энергетика, выработка физического (внешнего) рабочего
самочувствия, настройка к действию
- Органическое (подлинное) действие: простое физическое
действие, предполагаемые обстоятельства, "Если бы", событие,
задача.
- Простое психическое действие, внимание, воображение,
логика и последовательность действий, мыслей и чувств.
- Беспредметное действие, работа органов чувств, память
на ощущение и создание образных видений, Наблюдательность.
- Эмоциональная память.
- Физическое и словесное взаимодействие с объектом.
- Выразительная пластика, голос речь, характерность.
- Чувство ритма, группировки, мизансцены.
- Принципы импровизации, тема построения этюда на основе
импровизации,
- Репетиция и показ этюдной программы,
- Построение тренингового занятия, как групповой импровизации
на заданную тему
Овладение этими элементами должно подвести учащихся к
умению совершать подлинные, целесообразные органические действия в вымышленных
обстоятельствах. Для этого важно воспитать чувство правды действия,
переживания, а артистическая техника должна быть доведена до степени,
когда природа исполнителя сама, непроизвольно втягивается в процесс
творчества. Таким образом, в основе работы лежит принцип "от сознательного
овладения артистической техникой к подсознательному пользованию ею".
Все это подводит учащегося к показателю результата - к
работе над этюдом. А одна из главных задач - органическое существование
актера в условиях сцены - диктует еще одно условие: необходимость зрителя
в зале.
Поскольку ВТОРОЙ ГОД является фундаментом всего дальнейшего
обучения, закладывая основы артистической техники, эти темы будут присутствовать
и в последующих годах обучения, обрастая подробностями, применимо к
новому материалу.
ТРЕТИЙ ГОД
Главная задача - научиться действовать в предлагаемых
обстоятельствах
Включает в себя: тренировочную работу на закрепление и
углубление ранее пройденного. Освоение "элементов воплощения".
Выработку сознательного целесообразного расположения в сценическом пространстве.
Тематически это:
- Взаимодействие, общение: принципы взаимодействия. Приспособления.
- Сверхзадача и сквозное действие; взаимодействие в различных
предлагаемых обстоятельствах.
- Создание "киноленты видений".
- Темп и ритм действия.
- Работа актера над образом.
- Логика действия: я - предмет; я - стихия; я - животное;
я - фантастическое животное;
- Внешняя характерность; форма (выдержка и законченность)
- «Я» в предлагаемых обстоятельствах: метод действенного
анализа текста; работа над образом по методу физических действий.
- Физическое действие, как основа словесного.
- Подтекст.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД (закрепление и объединение всего пройденного
материала)
Главная задача - нучиться действовать в образе в
присутствии зрителей.
Тематически это:
- Подход к знакомству с материалом.
- Анализ действием.
- Прицел на сверхзадачу.
- Углубление предлагаемых обстоятельств.
- Создание логики действий роли.
- Жизнь роли вне сцены.
- Партитура действия.
- Использование психожеста в работе над воплощением образа.
Сценическая речь
Это постановка сценического дыхания, выявление проблемных
звуков и работа над ними с помощью сложных звукосочетаний, организация
стройного речевого процесса с помощью скороговорок и чистоговорок. Большое
место занимают речевые импровизации в манере "ведения репортажа",
частушечные импровизации, стихотворные.
Особенностью тренинга первого года обучения является соединение
уроков сценической речи с пластикой, что сразу учит юных исполнителей
координации слова и физического действия.
ПЕРВЫЙ ГОД
- Обоснование необходимости тренинга.
- Разбор ощущений до и после упражнений.
- Дыхание, как фундамент работы над речью.
- Упражнения с движением.
- Глоточные и артикуляционные упражнения.
- Резонаторные упражнения.
- Организация верного звучания.
- Упражнения для языка.
- Скороговорки.
- Частушки.
- Освобождение голоса:
с чего начинается голос, голос внутри меня; мой голос, отраженный
в окружающем мире, голосовое общение, исправление звукопроизношения
ВТОРОЙ ГОД
- Артикуляционная гимнастика; дикционные упражнения.
- Распределение звука в пространстве сцены. Вертикаль
и горизонталь сцены. Через препятствия.
- Движения, организующие опору. Организация посыла звука.
Эмоциональный выплеск.
- Верное глоточное движение.
- Упражнения для тренировки силы звука.
- Со сложными движениями, типа "колесо", кувырками,
прыжками и т.п.
- Темп и ритм в речи.
ТРЕТИЙ ГОД
- Упражнения в сложной темпоритмической ситуации (с разнообразным
сочетанием силы, темпа, высоты).
- Характерность, выраженная в речи.
- Пародия интонации речи. Голосовая пародия.
- Этюдные упражнения.
- Импровизации "Репортаж", "Продолжить
рассказ" и т.п.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД
- Рассказчик в предлагаемых обстоятельствах.
- Стихотворная импровизация. Буриме.
- Работа над текстом. Подход к действенному анализу литературного
произведения.
- Работа с литературным текстом: словесное действие;
логика речи; орфоэпия.
- Тренинг, включающий в себя все предыдущие разделы курса
«сценическая речь».
Сценическое движение
Необходимое условие правильного самочувствия исполнителя
- сценическая свобода.
Занятия пластикой позволяют снять внутренний (в т.ч. мышечный
зажим), сделать движения юных артистов лишенными конфуза, смущения,
неловкой напряженности, сухой выучки.
Пластика - сложная, синтетическая дисциплина. Она имеет
дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту
человека, его эмоциям, внутренним состояниям. Пластические образы часто
рождаются задолго до всех остальных компонентов спектакля и во многом
определяют его.
Изучение сценического движения, как и голосовой тренинг
тематически и функционально должны быть связаны с изучением основ артистической
техники и учащиеся должны ощущать их взаимосвязь и необходимость.
В данную программу в раздел "Сценическое движение",
помимо Пластики, вошла также пантомима. Необходимость занятий пантомимой
обусловлена не только присутствием этого жанра на эстраде, но и наличием
в ней элементов, необходимых для гармоничного развития исполнителя.
Именно занятия пантомимой позволяют подробно разобрать и понять механику
работы человеческого тела, почувствовать и разобрать каждое движение,
и через это подойти к пониманию пластического образа.
ПЕРВЫЙ ГОД
- Особенности физического действия на площадке. Движение
в пространстве.
- Внимание в ощущении движения и партнера. Взаимодействие
партнеров друг с другом.
- Координация движений, равновесие.
- Ритм, воспроизведение ритмических рисунков.
- Танцевальные импровизации.
- Разнообразие форм физического существования на сцене
(отличие бытового движения от пантомимы и других театральных форм)
ВТОРОЙ ГОД
- Зрительская практика: просмотр видеоматериалов, посещение
концертов.
- Гимнастическая растяжка. Силовой блок. Акробатика:
базовые элементы техники.
- Развитие фантазии, попытки создания образа, импровизация.
- Образы движения.
- Создание творческого образа в танцевальной импровизации.
Пантомима
- История возникновения. Принципы школы Этьена Декру.
- Идентификация.
- Поза - движение - жест. Центр, импульс, точка, рациональность
движения, сопротивление).
- Воображаемое пространство. "Голый человек на голой
сцене".
- Приемы: отстающее движение, виды шага, волна, стена,
канат, птица…).
- Непрерывность и рациональность.
- Мульт и рапид.
- Построение пантомимической зарисовки.
ТРЕТИЙ ГОД
Продолжает уделяться внимание темам из второго года обучения,
как к основе тренинговой работы. Добавляются темы:
- Понятие трюка на сцене.
- Работа с предметом.
- Бои, варианты падений, способы обозначения ударов.
Построение композиции.
- Темп и ритм в движении.
- Характерность в движении. Гротеск, пародия.
- В разделе "Пантомима".
- Форма притчи.
- Ошибка действия. Алогичность.
- Пантомимическая клоунада.
- Создание "Концерта без слов".
Танец
Без этого предмета немыслимо существование артиста на
эстраде. Особенности современного эстрадного танца должны учитывается
и при выполнении разминки и при выборе репертуара. Ведение же занятий
предоставлено педагогу с хореографическим образованием и своей авторской
программой.
Вокал
Поскольку вокальный жанр преобладает на современной эстраде,
его значение трудно переоценить. Но в работе с детьми необходимо в первую
очередь обратить внимание на закладку базовых знаний: прежде всего правильной
постановке дыхания, поэтому педагогу по вокалу даются специальные часы
для занятий по постановке верного дыхания. Вместе с занятиями по сценической
речи это закладывает хороший фундамент для дальнейшей работы.
Для педагога обязателен соответствующий опыт и своя наработанная
методика. Кроме того, необходимо понимание специфики современного эстрадного
пения, умение работать со звуковой аппаратурой.
Театральная мастерская
Носит образовательно-прикладной характер. На этих занятиях
студийцы под руководством педагога придумывают и изготавливают себе
костюмы, новый реквизит, изучают грим, и организацию творческого и технических
процессов, как например:
- Знакомство с техническими возможностями сценических
площадок, которые необходимы для создания и монтажа декораций.
- Виды административно-организационных работ в театре.
- Технические службы театра, проверка готовности сцены
перед репетицией и спектаклем.
- Хранение и упаковка костюмов, подготовка костюмов к
спектаклю.
- Хранение и упаковка реквизита, мелкая реставрация;
хранение декораций и монтировочные работы на сцене.
- Звуковая техника и работа с фонограммами: правила пользования
усилителями, колонками, магнитофонами, микрофонами и другими радиоэлектронными
приборами; правила и способы создания фонограмм; систематизация фонотеки
студии.
- Световая техника и работа со световыми партитурами:
правила эксплуатации силовых блоков, светового пульта и прожекторов;
основы освещения театрального зала; приемы светооператорской работы.
- Организация репетиционной работы и проведение спектаклей:
интересы дела и его участников при составлении репетиционного расписания.
- Организация проката эстрадной программы, "задел"
концерта; виды рекламы и способы оповещения публики; организация премьерного
зала; организация зала при прокате спектакля на своей площадке; организация
зала на выездном спектакле.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Полученные в процессе обучения навыки реализуются юными
актерами в конкретных творческих работах в виде концертов и спектаклей,
которые играются для приглашенных зрителей по мере их готовности. Эта
работа оценивается зрителями, педагогами и коллегами-профессионалами.
Уровень работы определяется также участием в различных творческих конкурсах
и фестивалях.
В результате эксперимента юные актеры должны обладать
следующими навыками и умениями:
- уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути
к созданию и воплощению образа,
- самостоятельно находить способы к устранению вышеуказанных
помех и зажимов - различать компоненты актерской выразительности,
- включать в работу весь психофизический аппарат,
- определять сквозное действие роли,
- находить элементы характерного поведения персонажа,
- овладеть пятью-десятью дыхательными упражнениями и
уметь продуктивно выполнять их,
- знать пять-десять скороговорок и уметь четко произносить
их в темпе, заданном педагогом,
- знать пять-десять сложных звукосочетаний и уметь ясно
произносить их в заданном темпе,
- уметь выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные
физической нагрузкой,
- обнаруживать и самостоятельно снимать мышечные зажимы,
препятствующие раскрытию звукового канала,
- производить действенный анализ текста,
- создавать словесно-речевой образ,
- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях
по сценической речи в самостоятельной работе над ролью,
- знать индивидуальные особенности своего тела и уметь
использовать свои достоинства,
- выработать систему личного, индивидуального разминочного
тренинга,
- привести себя в течение 15 минут в состояние максимальной
работоспособности,
- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления,
- уметь выполнять индивидуальные и групповые пластические
импровизации на заданную тему или под музыку,
- умение самостоятельно трансформировать предложенное
движение в соответствии со своей физической индивидуальностью,
- исполнение группового целостного танца,
- создание танцевальной композиции под заданную музыку
на заданную тему,
- подбор музыкального материала к номеру, концерту по
ассоциативному признаку,
- возможность предлагать варианты разработки световой
партитуры спектакля,
- оказание помощи режиссеру в составлении репетиционного
расписания,
- самостоятельное распределение в группе административно-организационных,
хозяйственных и технических обязанностей,
- самостоятельная подготовка сцены, зала и технических
помещении к репетиции и спектаклю,
- самостоятельная подготовка реквизита, костюмов и бутафории
к репетиции, спектаклю и перевозке,
- изготовление условных декораций и монтаж сценического
оборудования,
- изготовление рекламы проводимых творческих мероприятий
студии.
Главным результатом эксперимента должно стать
создание репертуарного, творчески состоятельного эстрадного театра,
в котором играют дети.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровская М.В. Тренинг актерской психотехники. Екатеринбург,
1992
2. Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М.: 1963
3. Гиппиус В. Гимнастика чувств. Л.: "Искусство", 1967
4. Гиппиус В. Сценическая педагогика. Л. Сборник статей ЛГИТМИК, 1976
5. Духовской А. Программа экспериментальной творческой мастерской "Муравейник".
6. Дюллен. Воспоминания и заметки актера. М.: ИЛ, 1958
7. Кох. Основы сценического движения. Л.: "Искусство", 1970
8 .Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: "Искусство",
1978
9. Маркова Елена. Современная зарубежная пантомима М.: "Искусство",
1985
10. Матанов Б.А. Игра, как средство воспитания сценической речи. Диссертация
на соискание ученой степени канд. искусствоведения. Л., 1971
11. Молл С.Г. программа ансамбля "Ровесник".
12. Мейерхольд В. Статьи, письма, речи. Беседы в 2-х томах. М., 1968
13. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М., 1976
14. Немирович-Данченко о творчестве актера (составитель, редактор и
автор вступительной статьи В.Я.Виленин) М.: "Искусство", 1973
15. Петрова А.Н. Сценическая речь. М.: "Искусство", 1981
16. Соловьева А.И. Основы психологии слуха. Л.: ЛГУ, 1972
17. Шмайлов М.Г. Мастерство актера. Mетодическая разработка. Л.: ЛГИТМИК,
1990
vicsmi@mail.ru
В рамках «Брянцевского фестиваля»
мы попали на открытые уроки зарубежных педагогов.
Вот некоторые из их упражнений
Ханок Рейм (Израиль)
- Представиться + 2 движения-жеста привычных для Вас
и непривычных.
- Испорченный телефон в повторении походок.
- Внезапно упасть. Добиться, чтобы это было неожиданно
для себя самого.
- «Сумасшедшее Пианино» несколько человек ладошками вперед
каждый при нажатии на ладонь издает шумовой звук. Ноги при усложнении
могут быть педалями. Играется концерт «в характере» например новогодняя
песенка, марш и т.п. Можно добавить 2 пианиста и дирижера.
- Ходят в пустой комнате. Он говорит - какой пол. Например:
постепенно нагревается, холодеет, липкий, опять жарко.очень мягко,
кипящий мед, скользко, пол начинает кричать и ругаться на вас, зыбучий
песок.
- Знакомство: «меня зовут так-то». Сделать это если все
прилипшее к полу: руки, ноги - все липнет. Липкое все стены и предметы,
заполняется водой, вначале лужи, затем по горло. На скользком. Прочие
стихии.
- Взять предмет и 2 человека голосом доказывают, что
это такое. Кто убедительней. Например, на стул : один - коляска, другой
- собачка. На палку: один - Сумка, другой - шарик. Приводить доводы.
- Избить партнера, через предмет ему принадлежащий. Например
куртку всю избить и выкрутить, а партнер рядом отыгрывает, как будто
это его бьют и крутят и кусают. То же упражнение на другие эмоции,
например ласкать подружку.
- Повторялки - зеркально за педагогом с эмоцией и словами.
- Оратор и усилитель. Усилитель передает, кроме слов,
атмосферу речи и эмоции оратора. Оратору говорить тише. Смешно, когда
усилитель не знает языка оратора.
- Диалог двух человек. Партнер думает о ответе, изображая
затухающее эхо фразы собеседника.
- 1-й рассказывает историю, а 2-й изображает ее жестом.
Если 2-й увлекается и добавляет лишние жесты, то 1-й должен корректировать
рассказ, но не теряя литературности.
- Особенно обращать внимание на мелочи.
1-й выходит. 2-й рассказывает 3му историю. 1-й входит и ему 3-й жестами
рассказывает историю, которую он услышал от 2-го. 1й рассказывает
всем что он понял, додумывая историю до связности.
- Рассказать короткий рассказ. Выбрать 5 самых ярких
слов. Изучить слово на вкус запах, объем, ассоциацию, назвать его.
Это очень лично: например «машина» может быстро бегать, иметь запах
бензина, грязная опасная, приятная, красивая. Слова разные и ведут
себя по разному одни кричат, другие ругаются, летают, прячутся, прыгают,
ползают, кувыркаются, смеются, плачут.
- Лежат на полу. По удару в барабан конвульсивно меняют
позу. Меняют быстро, замирают точно.
Клэр Хинд (Великобритания)
- Хлопок передать по кругу, меняя направление, сопроводить
его звуком, затем передача наискосок в круге, затем с возможной защитой
с поднятыми руками и звуком.
- Пожать руку по кругу. То же в командном соревновании.
Последний поднимает мячик наверх.
Затем кто быстрее передаст мячик.
- Кидать в круге мячик, кинувший садится, запоминая,
от кого прилетел и кому бросил. Затем в этой же последовательности
кидать много мячей. Затем разнообразные предметы кроме мячей (например
швабры). Затем то же и хором петь песенку.
- Волейбол - не дать упасть мячу.
- Группа считает, но чтобы никто вместе не говорил чисел
одновременно с другим человеком, как можно дольше.
- Двигаться с разной скоростью, хаотично, изменяя скорость
за ведущим.
- Ходить, глазами договориться с человеком из толпы и
3 раза подпрыгнуть.
- Каждый занимается своим делом. И вдруг вся толпа 3
раза подпрыгивает.
- «Шаги к бабушке» водящий - Бабушка внезапно оборачивается
и отправляет назад на стартовую линию того, кто шевельнулся. Выигрывает
тот, кто дотронется до бабушки и он становиться «бабушкой». То же
с воображаемой «бабушкой». То же со злой бабушкой очень боясь и в
страхе убегая. То же в страхе дотронуться до бабушки и в страхе отдернуть
руку.
- Закрыть по шпионски лицо газетой, и играть в «шаги
к бабушке» Кто шевельнулся или открыл - назад. Газета вплотную к лицу.
Представляя себя шпионами играем с воображаемой бабушкой. Группа шпионов
двигается и останавливается плотной кучей. Две группы шпионов: одна
передает мяч незаметно другой группе.
- Занять место перебегающего человека. (в середине водящий,
а вокруг него в вершинах квадрата могущие меняться местами люди) выбывший
в середину.
- Придумать со шваброй действие как с иным предметом.
- Одни создают из предметов образ, другие его используют,
создавая общую композицию.
- В замерших позах все. Один начинает действие и передает
движение, оживляя замершего, а сам замирает.
- Хлопать, вступая по одному и создавая общий ритм.
- Хлопать все вместе один ритм, по сигналу ритм не хлопать,
а изображать движением тела. Затем изображать частями тела: носом,
головой, рукой, ногой, животом, бедрами и т.п.
- Долго не смеясь смотреть в глаза партнеру. По очереди
называть цифры 1,2,3. Затем заменить цифры определенными движениями,
вначале одну, затем все и также по очереди называть цифры движениями.
- Внимательно смотреть в глаза. Один медленно отводит
их. Затем поднимает, и как только один поднимает другой отводит вниз
или в сторону. Так по очереди. Медленно.
- Рассказать историю, смотря в глаза окружающих всех
охватить.
- Сесть на стул, ища глазами поддержки у зрителей. Сначала
4 стула на 4 человека. Затем 1 стул на 4 человека.
- Чемоданчик. Попытка взять чемодан, как будто он не
ваш.
- Змейка - повторюшка за человеком с чемоданчиком.
- Взять одинаковые предметы, например, швабры и замереть
в конкретной позе, предварительно оправдав этот предмет иначе, затем
следующий выходит, подействовал и замирает, так же третий, четвертый
и т.д. Несколько секунд общая картина и все в движении в своих предыдущих
образах.